Норвегия, июль 2013
Протяженность маршрута 7200 км
Время в пути 19 дней
Основные города
Москва – Вологда – Медвежьегорск- Мурманск – Киркинес (Норвергия) – Норд Капп (Норвегия) –Тронхейм (Норвегия) – Осло (Норвегия) – Стокгольм (Швеция) – Хельсинки (Финляндия) – Гатчина – Москва
Состав группы 6 человек: Двое мужчин, две женщины, две 17-и летние девушки.
Автомобили: Паджеро Спорт дизель 2.5, УАЗ Патриот бензин-газ
Основная цель – Норд Капп – самая северная точка Европы.
Попутно рыбалка в Северной Норвегии, достопримечательности городов.
Навигация: Garmin NAVI 2350, последние карты России, Пакет Нордик – Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия. На отдельной карте памяти – 2000 р.
Оперативная связь: рации Midland – 4 штуки (по две на экипаж) – очень удобно, на открытых участках связь до 2 км, в горах хуже, но мы шли в связке и всегда можно обсудить, кто что видит или, где будем останавливаться, то есть в онлайне. На стоянках разбредаясь, кто ловить рыбу, кто фотографировать или просто бродить всегда все в зоне эфира.
Мобильная связь: Если у вас МТС, подключайте услугу «мир без границ» и за 25 р. в день вам могут звонить из России до 10 мин каждый звонок бесплатно.
Стоянки:
В России снимали квартиры на одну ночь. Заранее в интернете нашли подходящие квартиры, звонили с трассы, уточняли время прибытия. Задница была только в Гатчине, но об этом ниже.
В Норвегии можно разбивать палатки (не менее 150 метров от жилья, кстати, где бы мы не стояли и даже, если были следы стоянки - костер, сложенный из камня, оставленные дрова, следы машин, нигде никакого мусора. Не оставляйте НИЧЕГО после себя - планета маленькая... Спасибо). Основные ночевки были в палатках, места для ночевки выбирали исходя из красоты места и возможности рыбалки.
В городах останавливались в кемпингах, тоже около воды.
Маленькое техническое отступление – писать буду много, так, что кому читать лень смотрите фотографии (к сожалению, я их уменьшил для отчета в размере и качестве) и пускайте слюни, для остальных все ниженаписанное…
Россия
Итак, 14.07.2013 вышли из Москвы по Ярославке. Воскресенье, утро. Машин на дороге нет, дорога отличная. От Ярославля взяли курс на Вологду, с дорогой тоже проблем нет. Пусто, ровно, душевно. К 15.00 были в Вологде, заселились в квартиру (3000 р. квартира-студия 2 комнаты, вайфай), поставили авто на стоянку (150р за ночь), пошли гулять по городу.
Симпатично, солнечно, народа почти нет.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Приключения начались на утро, на левом заднем колесе Патриота обнаружилась здоровенная грыжа, поехали искать резину, в результате купили два новых колеса на зад, на запаску поставили уцелевшую правую шину. Но, выезжая с подъемника, обнаружили грамм 200 масла на полу. Предварительный диагноз задний сальник коленвала. Поехали искать уазовский сервис. Нашли универсальный, загнали, поехали за сальником, привезли, они говорят – пробит поддон двигателя. Залезли в яму, точно скол-трещина. Толи камень словил, толи железку. Поехали за поддоном – 6000р. Кто сказал, что иномарки дорого чинить… В результате только в 15.30 выдвинулись в Медвежьегорск.
Дорога отличная, машин практически нет, покрытие местами не ровное, но для внедорожника не страшно. В одном месте покрытия нет, но его не было и шесть лет назад, просто грунтовка, правда, широкая. Место сие – Вытегра. Где мы и были оштрафованы бдительным гаишником. Аж на 100 рублей, за превышение на 7 км/ч при ограничении в 40 км/ч. И это в 21.00. Дальше началась Карелия, дорога практически идеальная, к 24.00 были на Беломорканале, где заночевали в Пиндушах (10 км от Медвежьегорска). Квартирка большая, три комнаты, в место ванны бассейн (жуткая штука), но грязненькая, посуды не было. Правда, был вай-фай. 2000 руб.
С утра заправились под горло и выдвинулись на Мурманск. Небольшие участки с ремонтом, но в основном дорога очень хорошая. Заправляться здесь уже надо всегда под пробку, заправки может не быть 100-120 км. Деньком пересекли Полярный круг. Запоминайте картинки, чтобы увидеть разницу с полярным кругом в Норвегии.
После Мончегорска дорога просто супер: разметка, полосы обгона, гайцев нет. К 21.00 были в Мурманске. Квартира очень хорошая, три комнаты, полный комплект техники, вай-фай, даже стиральная машина была (попользовались), в центре города и все за 3500р.
С утра хотели попасть на ледокол Ленин, но он сейчас на реставрации. Погода дрянь: +9С, дождь. Забили в навигатор музеи и наткнулись на институт океанографии. Но оказалось там музей только для специалистов и в него надо заранее записываться. Стоим в холле думаем, куда дальше двинуть… и о чудо работники решили нас пустить. Попался отличный дядька, просто влюбленный в свое дело, провел с нами часа два. Потрясающая информация о Баренцевом море, его обитателях, ловле в Норвегии и северных морях. Посетите, не пожалеете - Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М.Книповича, Россия, 183038, г. Мурманск, ул. Книповича, дом 6
Телефон (8152) 47-25-32 Телефакс (8152) 47-33-31, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Потом поехали на мемориал, в честь защитников Мурманска. Если бы не погода, то вид классный.
Пустая стоянка ледокола...
Пообедали, купили хлеба 20 шт(лучше брать больше черного, белый к десятому дню заплесневел). В Норвегии буханка хлеба стоит 120-150 р. И около шести выдвинулись к границе. Соответственно последний раз заправились в России топливом.
До границы около 200 км (по указателям на Киркенес), время в пути около 3-х часов, начинается серпантин, узкая дорога, покрытие хорошее. В приграничной зоне воинские части, много военной техники, танки, колючка. Впечатление: граница на замке
Граница: Время 21.00 (Два часа до закрытия перехода) На нашей стороне открывали обе машины, багажники. Но все доброжелательно и быстро.
На норвежской стороне сначала в домике вопросы: сколько валюты, цель поездки, штамп в паспорт. Говорят на русском и английском. Потом вышли к машинам, там таможенник. Вопрос: сигареты, алкоголь. Отвечаем. Не открывая машины, говорит о-кей и мы в Норвегии.
Провозить нельзя ничего мясного, овощи, молочные продукты. Сигареты – 10 пачек на человека, пиво 5 литров.
Мы везли тушенку, ветчину в банках, паштеты, крупы, макароны, хлеб, соки, питьевую воду.
Норвегия:
В Норвегии никакой приграничной зоны. Мир и покой, домишки, хуторочки, пустынная дорога. Солнце не заходит, и двигаться можно хоть круглые сутки, но проехав около 150км, решили останавливаться на ночлег.
Свернули на первую дорожку к побережью и через 30 минут съехали на прекрасную стоянку около моря. Вокруг ни души, только олени. Девчонки чуть из машин не выпрыгивают. Потом-то мы к оленям привыкли, но сначала очень круто. Мы палатки ставим, а метрах в тридцати группа оленей, травку жует. Фотографии сделаны около двух часов ночи!
В общем, в первую ночь легли около трех утра, вид такой, что спать жалко.
Просыпаемся, около палатки метрах в пятнадцати олени… Красота.
Двинулись в сторону Норд Каппа. Километров через 150 небольшой городок и первая заправка. Берешь пистолет, заливаешь, заходишь на заправку говоришь номер колонки и… отдаешь почти 4000 рублей за 50 литров. Мы знали цены на топливо, и нас это не шокировало, но считайте заранее пробег по Скандинавии. Цены на топливо на фото. Умножайте на 5,5 руб.
В среднем цены, так как на фото (сверху бензин, внизу дизель), но на Норд Каппе дизель был почти 16Нок, а в Осло я заправлялся и по 13,40. Если есть кредитная карточка, то можно заправляться на автоматических колонках (без операторов), там цена может быть и 12.5. Газовые заправки есть в крупных городах, мы еще в Москве распечатали адреса заправок и три раза заправляли Патриота газом. Цена от 8 до 9 Нок.
Теперь немного о дорогах.
К сожалению, Россия здесь в большом минусе.
Нет, качество асфальта здесь бывает и не очень, но забота о безопасности в Норвегии – это приоритет. Ограничение скорости на дорогах 80 км/ч, на магистралях 90. При приближении к городам 60км/ч, в городах 50. Но, все перекрестки здесь - круговое движение, на въезде уступи дорогу, никто, ни с кем не пересекается. На опасных поворотах знаки, вибрирующая разметка и т.д. Кстати, в Норвегии штраф за превышение от 1 км/ч, так, что не советую злоупотреблять. Хотя, полицейского мы видели один раз, на прогоне от Норд Каппа до западного побережья. Он устанавливал переносной радар, но сам был одет в световозвращающий жилет, и видно его было издалека. Если на дороге стоит знак об измерении скорости, то в течение 2-3 км будет и радар. Местные скорость превышают очень редко, в отличие от шведов, но об этом ниже.
Главным ограничением скорости является рельеф – горы, фьорды. Поэтому средняя скорость на маршруте в Норвегии около 70км/ч. Это надо учитывать при расчете дневного пробега. У нас получалось около 350 км в день в северной Норвегии и около 500 в средней-южной части. Это комфортно, безопасно, можно остановиться в красивом месте, пофотографировать и т.д. Везде есть места для отдыха, со столиками, туалетом, мусорными баками. Везде чисто, за эту поездку не кинул ни одной бумажки на землю (хотя и на родной земле этого не делаю). Просто, западло гадить, посмотрите на города где живете…
Еще немного о заправках, в одном городе цены могут различаться на 3-5%, учитывая стоимость топлива, не ленитесь проехать 2-3 км и заправится дешевле.. На Шелле все заправки по карточкам, Ессо дешевле, местные бренды еще дешевле.
Теперь о продуктах.
Зайдя в первый магазин (Rema-1000 это сеть магазинов по всей Норвегии), в первом городке, все были в легком шоке. Но для того я это и пишу, что бы вам было легче.
Цены как бы московские, то есть 30-60-100-150, но не рубли а Ноки – умножаем на 5,5.
Затем медленно ходим, смотрим. Есть скидки, есть спецпредложения. Например, освоившись, мы покупали 2 кг куриных крыльев для жарки по 80-100р/кг на наши деньги.
Сыр – 1кг - 64Нок то есть около 350 рублей, яйца дороговато 25Нок -12 шт, пиво просто роскошь – 33 Нок (180р/банка), молоко не жирное 14 Нок, жирное 23 Нок.
Очень внимательно нужно смотреть на цену – цена/кг или цена/штука. В первый раз купив огурцы по 100р/штука (думали, что за килограмм) мы были в сильно расстроены, потом покупали за 50р/шт, как деликатес. Зато креветки по 60Нок/кг(350р) размером 70+ были просто великолепны.
Ну ладно, хватит о еде, поедем дальше…
Итак, выруливаем из этого городка и едем дальше, буквально через минут пятнадцать делаем санитарную остановку. Но на площадке нет туалета, приходится заходить в лес… и народ исчез минут на десять. Результат на фото, правда, финны из кемпера смотрели на нас как на сумасшедших, а у нас появилось разнообразие на ужин.
Потом красивая дорога в горах, водопады, реки. Народ активно ловит нахлыстом.
И вечерний съезд к фьорду, где были пополнены запасы грибов и состоялась первая рыбалка.
Правда безрезультатная, так как на рыбалку была отправлена молодежь и поутру, при отливе, мы собрали со дна несколько блесен и воблеров. Вода чистейшая, виды великолепные...
С утра двинулись на Норд Капп. С материком его соединяет тоннель под проливом, длиной около 9 км. Ощущения жутковатые спускаешься вниз долго, уклон приличный, потом вверх и наконец, свет в конце тоннеля.
Последние 20 км до точки не простые - дорога узкая, очень сильный боковой ветер, обочины нет.
Посещение Норд Каппа дорогое удовольствие 160Нок на человека. Но оно того стоит.
Погода – жесть: +5С, сумасшедший ветер.
Правда внутри вас встречает милый тролль. Отлично организованная экспозиция, 15 минутный фильм обо всех временах года в здешних местах.
Суровый северный край
Место, где людей от земли отрывает ветер...
Жаль, но это поворот нашего путешествия на юг, мечта сбылась, грустно…
На спуске встретили идущий на верх одинокий московский Ниссан Патрол, в полном боевом обвесе.
Внизу заправились, по самым дорогим ценам (а куда денешься, заправок на севере мало) и на юга...
От Норд Каппа двинулись в сторону западного побережья к городку Альта. Это переход через горное плато, сначала поднимаешься в горы и километров 150 внутри горного котла, потом спускаешься уже к фьордам Норвежского моря. Погода по сравнению с Норд Капом улучшилась. В этот раз решили остановиться на берегу горного озера и не прогадали. Было место со столиком и мостками, место для костра и удалась первая рыбалка. Где была поймана пара озерных форелей, правда не совсем законно. Для рыбалки на реках и озерах требуется лицензия, да простит нас местный "Озерный"...
Ведь "рыбачки" почти дети... , но удачливые
С утра выехали по направлению к Нарвику. Погода целый день была не очень, лил дождь, в горах туман, облака…
Скорость движения около 60 км/ч. После не легкого дня, очень удачно встали на ночь около дороги, погода дала нам полчаса на установку лагеря и после этого на всю ночь зарядил дождь. Спали как убитые…
На следующее утро погода начала улучшаться и уже до выезда в Швецию нас только радовала, было сначала пасмурно, потом солнечно, и без дождя. Температура от 16 до 29С.
От Нарвика двинули на Буде. На этой дороге был наш единственный Норвежский паром. В этот раз мы шли по материковой дороге и паром на трассе один. Но если вы выберете дорогу по побережью (я так ездил по Норвегии в 2000 году) паромов будет много, а это деньги, считайте.
Паром.
Лучше, конечно, знать расписание паромов, но ходят они часто (примерно раз в час). Площадка перед паромом размечена по количеству полос и машин умещающихся на пароме. Встаете на свободную полосу, ждете, когда к вам подойдет контролер. Стоимость в нашем случае: 95Нок за автомобиль и 35Нок за каждого пассажира (кроме водителя). Потом при погрузке регулировщик, укажет место на пароме. Ставите машину на передачу и ручник и идете на верхнюю палубу фотографировать или в салон. Там есть буфет, туалеты, столики. Время в пути около получаса. Есть короткие паромы от 15 минут, но есть и часовые, соответственно цена зависит от этого.
После парома уже привычная дорога, курс на Будё.
Там хотели встать напротив Лафотенских островов и порыбачить, но судьба распорядилась иначе. Как оказалось все побережье около Буде очень плотно заселено и каждый наш съезд в сторону моря оканчивался шлагбаумом или жильем. Наконец нашли отличный съезд по виду только для внедорожников, легковая не пройдет, едем, видим прекрасную стоянку, и…
увы стоит палатка, шалаш, костерок, лодка и Ниссан Патфаиндер с датскими номерами, мужики ловят рыбку.
Облизнулись и поехали искать дальше. Перебрались по мосту на другую сторону фьорда, свернули на второстепенную дорожку и километров через 30 фортуна над нами смилостивилась.
Шикарная стоянка, напротив острова. Отлив – можно пешком перейди на остров, есть причал для лодок. Все условия для рыбалки (на море рыбалка бесплатно). Но сначала ужин и ночлег.
Просыпаемся, решаем пробовать ловить так- один с причала, другой на острове со стороны фьорда. Бросаю с мостков минут двадцать без результата. Вдруг рация вопит: Треска на 1.5 кг. Продолжаю кидать… через 5 минут, опять орет: Еще треска, иди ко мне.
Пока шел через отмель, это минут 10 хода, он поймал еще две рыбы. Ну тут все завелись. Девчонки спиннинги в руки и к нам, фото и кинооператор тоже подтянулись.
Азарт: заброс - и сразу рыба или поклевка. За сорок минут килограмм 20 вытащили, вроде уже больше не надо, а хочется. Спас нас от этого разврата прилив, надо было возвращаться на берег.
Ну, рассортировали рыбу, что-то в уху, что-то пожарить, филе засолили. Решили остаться еще на день здесь.
На закуску молодежь принесла это...
Ну, а кому они по пути челюсть вынесли и обгладать успели (мясо-то хочется), мы не знаем... дикие девчонки
Прилив, народ отдыхает, на остров не пойдешь, ловлю с мостков. Не так феерично, но штуки три за час поймал. Жена пошла ловить. Но, у нее поначалу, всё морские гады попадались, то звезды , то вообще какого-то «чужого» вытащила. Как сморщенная пивная банка, двужопая и во все стороны какой-то гадостью брызгает. Еле отцепили.
А потом у нее кто-то очень крупный взял, только вытащить не удалось. С ее слов эта «желтая харя» когда уже около мостков была и в глаза ей посмотрела, просто мотнула башкой, и ушла восвояси, только шнур дзинькнул. Размер «хари» судя по эмоциям и расстоянию между ее ладонями был приличный...
В общем, с рыбалкой решили пока закончить, итак хвостов 25 у нас было. Свежая жареная треска это нечто, а потом бульончик из всех голов и хвостов, песня…
остров на карте
А Вам на закуску виды нашего милого места
Итак, все хорошее когда-то кончается, и мы взяли путь на Тронхейм.
С нашей маленькой, уютной дороги 812 свернули на трассу Е6. На этом отрезке она начинает подниматься высоко в горы, уходя от побережья
И в этот день мы пересекли полярный круг в обратном направлении, высота в этом месте около 700 м над уровнем моря. Но как все обустроено классно, по сравнению с точкой полярного круга на мурманской трассе «Кола».
Полярный круг в Норвегии…
Здесь помнят войну, и наших солдат тоже..
Тем временем, наша молодежь успешно "бомжевала" с репертуаром: "Катюша", "что-то из "Глюкозы" и т.д. Подавали мало, но впечатление от русских песен было...
За полярным кругом мы провели девять прекрасных дней, до свидания Северная Страна…
Потом, как уже обычно, была красивая дорога, и ночевка на великолепном озере с речкой и порогом, вблизи которого так хорошо спать под шум падающей воды.
Продолжение следует...
Дальше поедем смотреть норвежские города - продолжение отчета здесь и здесь: viewtopic.php?f=197&t=115560&p=1696732#p1696732